Является ли образование услугой

: ХРОНИКА БЫТИЯ


Бесплатная юридическая консультация:

Заходите ко мне в гости:

Является ли образование услугой?

Образование человека и система образования Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г.

Оглавление:

Москва

Является ли образование услугой? На эту тему периодически возникают дискуссии в школьном коллективе и за его границами. Некоторые из них становятся причиной непонимания и ошибок, в том числе на уровне управленческих решений. Рассмотрим соотношение образования и услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

Внутреннее и внешнее образование

Чтобы аргументировано ответить на заданный вопрос, нужно определить, что мы имеем в виду под образованием. Здесь есть как минимум два понимания: образование человека и система образования.

Образование человека – это процесс его внутренних прогрессивных изменений, обеспечивающих его жизнь. В этом смысле образование понимается буквально – как образовывание человека. Образуются в человеке все его составляющие: тело, душа, дух, способности, компетентности, другие личностные, физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и органы человека.

Образование как система, в которой происходит образование людей. Это совсем другое. Образование в данном смысле включает в себя все внешние факторы и условия, которые влияют на внутреннее образование человека. В таком понимании образование включает в себя образовательную среду и систему деятельностей человека в этой среде. Образование как система предполагает наличие смысла образования, доктрины образования, стандартов образования, образовательных учреждений, специалистов образования, форм, методов и средств образования, диагностики и оценки образовательных результатов.

Когда я развожу внутреннее образование человека и внешнюю систему образования, то руководствуюсь диалектическим философским принципом русского космизма: образование человека есть не что иное, как его вселение в окружающий мир – Вселенную; результат взаимодействия микро и макрокосма – это и есть образование внутреннего и внешнего мира человека [1].


Бесплатная юридическая консультация:

Исследованием образования человека и систем образования занимаются науки об образовании, точнее, специалисты в этих науках – учёные, проектировщики, методисты. Реализацию научных данных в области образования обеспечивают законодатели, политики, управленцы.

Сегодня, к сожалению, вместо научно-обоснованных решений многие специалисты, особенно политики, депутаты, реализуют собственные, подчас некомпетентные представления об образовании. Например, неправомерно отождествляют знания с информацией, считают, что можно «передать знания», «дать образование», «обменяться опытом», толкуют передачу знаний как образовательную услугу. На самом деле, знания – это не информация, передать их невозможно, как невозможно «дать образование». Я уже не раз писал об этом (см., напр.: http://khutorskoy.ru/be/2017/0426/index.htm). Знания образовываются в собственной деятельности ученика как осмысленный результат его опыта. Опыт – атрибут ученика, он возникает и принадлежит только тому, кто осуществляет соответствующую деятельность; поэтому, ни обменяться опытом, ни передать его также нельзя. И соответствующих услуг по «передаче» знаний, опыта, образования не существует.

Итак, мы подходим к вопросу, есть ли в образовании услуги и если есть, то где? Кто и кому их оказывает? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Что такое услуга?

Считается, что услуга — это некое действие либо комплекс действий, производимый одним лицом для другого, или в его интересах. Услуга оказывается и потребляется одновременно.


Бесплатная юридическая консультация:

В толковых словарях услуга имеет следующие значения [2]:

а) услугой называют действие какого-либо человека, которое создаёт благоприятные условия для действий другого человека. б) когда кто-либо оказывает кому-либо услугу, он помогает кому-либо сделать что-либо, добиться нужного ему результата. в) услугами называют работу, которую кто-либо выполняет для удовлетворения чьих-либо нужд, потребностей.

В законодательстве понятие «Услуга» имеет различные толкования: http://www.slugainternet.com/uslugazakon-42.html

Вернёмся к пониманию услуги в образовании в двух его смыслах.

1. Услуги в образовании человека. Если кто-либо создаёт благоприятные условия, выполняет действия или комплекс действий в интересах образования человека, то он оказывает услугу этому человеку. В этом смысле услуги оказывают почти все, с кем взаимодействует человек – его родители, учителя, друзья, знакомые. Однако не все они, эти люди, расценивают свои действия как услугу. Поскольку данный термин в настоящее время окрашен экономически, то есть за услугу принято платить, либо отплачивать бартером, то многие люди, да и сам человек, не воспринимают полезные для образования человека коммуникации как услугу.

Одно и то же действие может быть рассмотрено и как услуга, и как нечто иное. Например, чтение своего стихотворения для автора является его презентацией, а слушатели это же действие могут использовать для собственного образования. На вопрос автору «Оказали ли вы услугу вашим слушателям?», поэт вряд ли ответит утвердительно.


Бесплатная юридическая консультация:

Я бы дополнил толкование услуги как действия самого человека, направленного на образование его собственных качеств. Например, заботясь о своём питании, человек «делает услугу» своему телу; занимаясь музыкой, развивает свои эмоционально-образные качества. Услуга здесь понимается как услуга-для-себя, весьма значимое, надо сказать толкование услуги как заботы о собственном образовании.

Понятие услуги требует наличия договора, в котором обозначаются права и обязательства сторон, устно или письменно. Это позволяет ученику, его родителям, лучше понимать их отношения со школой. Сегодня здесь многое поставлено с ног на голову. Некоторые дети считают, что это они оказывают услугу учителям и школе тем, что выполняют их требования. И такое мнение бывает не лишено основания. Например, учителю нужны ученики, чтобы получать из бюджета зарплату за их обучение. При этом потребности самих учеников учитель и школа могут не выяснять и не обеспечить. Получается, что родители как налогоплательщики оплачивают свой заказ, а школа требуемых ими услуг не оказывает или оказывает их не в соответствии с заказом родителей и детей. Чтобы такого не происходило, нужен договор, где будут обозначены права и обязанности всех сторон образовательного процесса.

2. Услуги в системе образования. Практически все субъекты образования нуждаются в услугах при выполнении ими своей деятельности. Ученики нуждаются в образовательных услугах учителей, тьюторов, репетиторов, родителей, воспитателей. Учителя нуждаются в услугах методистов, дидактов, учёных. Администраторы нуждаются в услугах консультантов, юристов, учёных и т.д. Система услуг внутри системы образования является условием её существования.

Однако развитию услуг внутри системы образования мешают имеющиеся нормы якобы бесплатных услуг. Например, учитель фактически не имеет права оплатить услуги повышения своей квалификации там, где ему хотелось бы, он вынужден идти в свой местный институт повышения квалификации, куда уже перечислили деньги, выделенные на его подготовку, не спрашивая самого учителя. Аналогичные проблемы возникают и в сфере образовательных услуг для ученика, и в других сферах образовательных услуг, когда заказчики не могут выбрать то, что им нужно, поскольку им предоставляют фактически без выбора: учебники, методики, экзамены. Таким образом, система услуг в системе образования находится далеко от требуемого уровня развития, но она, тем не менее, существует.

Итак, каковы выводы? Во-первых, услуги присутствуют как в образовании человека, так и в системе его образования. Во-вторых, само образование или любая его составляющая может быть услугой, если представляет собой действие одного человека в отношении образования другого. В третьих, разумеется, образование – не только услуга и имеет множество других смыслов и функций. Но это уже другая тема. Миссия и услуга в образовании Несколько слов о причинах споров о том, образование – услуга или не услуга? Многие учителя, педагоги, особенно «старой закалки», с трудом воспринимают сменившуюся в стране экономическую формацию с её понятийным аппаратом, насыщенным рыночным и маркетинговым содержанием. То, что в производственных сферах, медицине, в том числе и в сфере образования, уже давно признано услугами, особо «идейные» педагоги ни за что не хотят переносить в свою профессию. Они говорят, что их педагогическая деятельность – это миссия, служение людям, народу. И они, конечно, правы! Миссия есть у каждого профессионала. Но она ни в коей мере не отменяет выполнения профессиональных функций, в том числе и по предоставлению услуг!


Бесплатная юридическая консультация:

Наоборот, миссия любого специалиста в области образования раскладывается на вполне конкретные профессиональные компетенции, среди которых такие услуги, как выявление образовательного потенциала ученика, его предрасположенности, предназначенности, потребностей; сопровождение учебной деятельности ученика, её организация; построение индивидуальной образовательной траектории; работа с ценностно-смысловым содержанием ученика, его целеполаганием, предметными и метапредметными компетентностями, диагностикой образовательных результатов и др.

Таким образом, совершенно неуместно противопоставлять образовательные услуги и образовательную миссию. Как говорится, кесарю кесарево, а Богу Богово. Каждому элементу образования своё место в системе образования. Кто заказывает образовательные услуги? Группы заказчиков.

Ещё один момент, связанный с тенденциями в сфере образования. Раньше считалось, что носителями заказа на образование человека является, в основном, государство, отчасти – общество, которым, якобы, люди делегируют свой заказ. Но на деле в этой многозвенной системе произошла фильтровка. Некоторые чиновники решили не пропускать цели разных групп заказчиков, а задать для школы только те, которые сами посчитали необходимыми.

Сегодня законодательно существуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые задают требования с позиций государства. Заказ самого ученика на собственное образование практически не учитывается, хотя такое право декларируется в Конституции всем гражданам.

Фактически отсутствуют научно обоснованные нормативные возможности определять стандарты образования ученика от имени его семьи, рода, этноса, социума, религиозных конфессий, работодателей и других групп заказчиков образования. Нет такого нормативного механизма, который позволял бы согласовывать заказ на образование от разных групп заказчиков. Ещё раз подчеркну, что ФГОСы и различные ведомственные программы такую задачу не выполняют.


Бесплатная юридическая консультация:

Эту проблему мы предлагаем решить в нашей Доктрине образования человека [3]. Нужно создать нормативный механизм, который согласовывал бы заказ на образование человека со стороны всех основных групп заказчиков. То есть должен быть Комплексный образовательный стандарт.

Признание наличия нескольких групп заказчиков образования приводит к необходимости выяснения сути и содержания образовательных услуг. Ведь кто заказывает, тот и оплачивает свой заказ! Качество образовательных услуг – предмет контроля заказчика образования

Возникают вопросы: кто и как должен оплачивать свой заказ а) на образование конкретного человека – учащегося; б) на работу всей образовательной системы?

Чиновникам и депутатам, конечно, хотелось бы считать, что это они от лица всех остальных заказчиков финансируют как всю систему образования, так и образование каждого ученика. Но это не так. Чиновники ничего не финансируют. Из своего кармана они никаких денег не достают. Они просто «приставлены» к системе финансирования чужими деньгами. Чьи же это деньги? Государственные? Муниципальные? Школьные? Бюджетные деньги в системе образования страны – это деньги граждан страны. По крайней мере, так оно должно быть.

В государственный бюджет входят деньги, принадлежащие нескольким типам заказчиков образования: налоги граждан, отчисления предприятий, доходы от продажи недр, промышленной и иной продукции, принадлежащей народу. В определённой степени доходная часть бюджета формируется также от лица наших предков, усилиями которых были созданы нынешние активы страны, культурные, производственные, сельскохозяйственные и иные ресурсы. Поэтому, например, заказ семейного рода ученика на его образование также «профинансирован» прошлыми поколениями через нынешний бюджет страны.

Бесплатная юридическая консультация:

На что должны идти бюджетные образовательные деньги? На реализацию образовательных услуг в установленном базовом отношении. Но это не реализация лишь федеральных стандартов! Это и выполнение заказов всех тех заказчиков, кто внёс свой вклад в доходную часть бюджета страны. Их заказ должен быть выражен в образовательных стандартах и программах, с процентным распределением, формулированием конкретных целей, условий, ожидаемых результатов по каждой группе заказчиков.

Таким образом, бюджет на образование не должен идти только на выполнение федерального заказа, он должен обеспечивать базовую часть заказа всех групп заказчиков образования, включая самого ученика. В этом смысле у ученика есть заказ на предоставление ему образовательных услуг со стороны общества и государства. Именно ученику как заказчику, а не Рособрнадзору, по идее, должны отчитываться все службы и специалисты, которые получают деньги за свои услуги по обучению этого ученика. Если сам учащийся ещё не может принимать такой отчёт, за него это сделают его родители или лица, их заменяющие.

Аналогичным образом контроль исполнения образовательного заказа должны осуществлять и другие группы заказчиков. Существует ли бесплатное образование?

Финансирование образования через бюджет – не единственное. Имеется множество иных форм заказа и оплаты образовательных услуг. Есть негосударственный сектор образования, система дополнительного образования, репетиторство, самообразование и др. Сегодняшний рынок как государственных, так и негосударственных образовательных услуг нуждается в оптимизации. Например, в системе высшего образования работодателям должны предоставляться значительно большие возможности для формулирования заказа образовательных услуг, которые им оказывают университеты. Зачем готовить студентов к тому, что не будет им нужно в профессии и на конкретном предприятии? Сегодняшние вузы нуждаются как раз в детализации внешнего заказа на образование студентов и чётком регламенте как базовых, так и дополнительных образовательных услуг по их реализации.

К вышесказанному следует добавить, что встречаются утверждения о «бесплатности образования», особенно государственного. Такие утверждения не имеют под собой основы. Нет никакого бесплатного образования ни в нашей стране, ни в других. Любое официально существующее образование имеет свой бюджет со статьями доходов и расходов, все образовательные услуги оплачиваются, пусть и не всегда теми, кому они оказываются. Если, например, ребёнок не платит за завтраки, это означает, что завтраки оплачены из бюджета, в котором есть налоговые деньги его родителей, да и деньги самого ученика как гражданина страны, имеющей доходы от продажи своих недр.


Бесплатная юридическая консультация:

В завершение хочу сказать, что понятие услуги в образовании ещё недостаточно изучено, оно не менее важно и нужно, чем понятие миссии в образовании, поскольку именно через организованную систему услуг только и возможна реализация миссии по отношению к образованию человека.

Источник: http://www.khutorskoy.ru/be/2017/0515/

Образование – теперь уже больше не сфера услуг

Об этом заявил министр образования Дмитрий Ливанов в интервью телеканалу НТВ, цитирую:

О распространенном мнении, что образование — это сфера услуг

У нас образование — это общественное благо, это право каждого человека, каждого гражданина Российской Федерации. И задача государства — обеспечить это право в полном объеме и на высоком уровне. Поэтому образование — это уже давно не сфера услуг в утилитарном понимании — ни с правовой точки зрения, ни с практической точки зрения.


Бесплатная юридическая консультация:

Некоторые люди, к сожалению, имеют определенное мнение, которое вызывает уважение, но при этом не читают ни документы, ни законы, не способны к конструктивному участию в обсуждениях. Поэтому здесь единственная возможность — объяснять, разъяснять, что, собственно, мы и делаем.

Новость прекрасная. Искренне радуюсь за наше образование, которое «давно не сфера услуг». Но только позвольте поинтересоваться, давно ли длится это самое «давно»?

Нет, в общем-то сказано правильно, что образование граждан – это не услуга, а общественное благо. Но только по факту высказывания министра можно сделать вывод: если образование у нас давно не сфера услуг, значит оно когда-то было превращено в эту самую сферу. Возникает резонный вопрос: когда и кем это было сделано?

В СССР образование никогда не было сферой услуг. Попробовали бы вы сказать учителю тридцать лет назад, что он оказывает образовательные услуги – на вас поглядели бы как на идиота. Учитель – это призвание. Безусловно были и плохие и хорошие учителя, но в общем и целом к учителю относились с большим уважением. И учитель понимал, какая большая ответственность на нем лежит – не только учить, но и воспитывать ребенка, делать из него достойного человека.

При Ельцине из школы убрали воспитательную функцию, ликвидировали пионерию и комсомол. Тем не менее обучение строилось в основном на методиках и учебных программах, разработанных в советское время. Ломать образование через колено, навязывая педагогам понимание образования как услуги, начали активно уже после Ельцина. Особенно рьяно занимался этим Андрей Фурсенко. Достаточно вспомнить некоторые из его высказываний вроде этого: «необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг» (2008 год). В 2009 году этот же министр поручал разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России. Нет сомнений в том, что понимание образования как «образовательных услуг» сформировалась в российском обществе во многом благодаря Фурсенко.


Бесплатная юридическая консультация:

Андрей Фурсенко был министром образования до 2012 года. Так давно ли это было? Я рад, что господин Ливанов не считает образование услугой. Но если понимание образования как услуги возникло в результате слов и действий его предшественника, то можно ли сказать так, что Ливанов убрал из образования все то, что было сделано министром Фурсенко? Может я слепой, может чего-то не понимаю, но я никаких принципиальных перемен к лучшему не замечаю. Пожалуй лишь в том смысле, что мало кто может быть хуже Фурсенко.

Мне горестно видеть, во что реформаторы превратили образование в моей стране. И стыдно от того, что еще двадцать с лишним лет назад наша страна была одним из мировых лидеров в этой области. Когда господин Ливанов или тот, кто будет министром после него, искоренит из отечественного образования «фурсенковщину», вернет стране качественные образовательные стандарты, покажет всему миру, что может собственных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля рождать – тогда и поговорим о том, что Фурсенко – это «давно». Займется этим Дмитрий Ливанов – замечательно, я искренне пожелаю ему успехов. Но, знаете, что-то подсказывает мне, что не указами сверху, а только лишь давлением снизу – со стороны учителей и родителей – можно изменить ситуацию с образованием в стране к лучшему.

Источник: http://rvs.su/statia/obrazovanie-teper-uzhe-bolshe-ne-sfera-uslug

Эссе «Образование — это услуга или. «

Образование в последние годы часто стали называть услугой. Это печаталось в газетах, звучало в телевизионных программах, так говорили некоторые чиновники, хотя находились и те, кто был против такого определения. Среди коллег тоже не было однозначного мнения. Мо-моему, образование не может быть услугой не только по определению, но и потому, что образование — одно из вечных ценностей общества.

Предвижу недовольство тех корреспондентов, которые говорят об образовательных услугах, о том, как плохо оказывают эти самые образовательные услуги в школах, детских садах, в ВУЗах, тем самым неправильно формируя общественное мнение об образовании, искажая смысл понятия образование, услуга. Я против такого использования словосочетания «образовательные услуги», не только из гордости и престижа за свою профессию. Я одинаково отношусь к любой профессии, и об этом говорю на уроках обществознания:


Бесплатная юридическая консультация:

. «Книгу переворошив, намотай себе на ус — все работы хороши, выбирай на вкус!»;

и о том, что уважают не профессию, а человека, который хорошо выполняет свою работу».

Итак, сначала остановлюсь на определениях данных слов: услуга, образование, ценности, вечные ценности.

Конечно, в словарях Даля, Ожегова, Ефремовой есть простые определения слова «услуга». Более сложные формулировки слово «услуга» получило с развитием предпринимательства. Услуги различают материальные и нематериальные. Нематериальные услуги — это социально-культурные.

«Нематериальные услуги — услуги, не связанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, библиотечные, консультационные и банковские услуги и т.д.». Данное определение я использовала, как пример для ЕГЭ по обществознанию: какая сфера деятельности выпадает из общего списка? (хотела проверить, что думают ученики?) И радует, что многие выделили образование, как долговременный процесс, как совместную деятельность ученика и учителя — учение.


Бесплатная юридическая консультация:

Услуга — это деятельность, направленная на человека или на предмет. Это кратковременный процесс. Причём в этой деятельности участвуют две стороны: производитель услуг и потребитель услуг, но разница от совместной деятельности в том, что при оказании услуг активным является производитель услуг, а потребитель — не активен во время оказания услуги, он не знает её результата, и только по окончанию услуги наступает реакция потребителя услуг.

Но «образовательные услуги»? Не это ли определение и тормозит деятельность учеников и их родителей? Вы окажите нам образовательные услуги, а мы посмотрим: хорошие они? подходят ли нам? И такой подход к образованию, т.е. к «образовательным услугам», породил инфантильность учеников и родителей: вы развлекайте нас, а мы решим, потом,… как к этому относиться. Отсюда и ошибка учеников и родителей: они ждут развлечения, а не настраиваются на труд, тяжёлый, кропотливый умственный труд, совместный труд ученика и учителя.

Часто родители говорят младшим ученикам, что в школе будет интересно, ты много узнаешь, научишься читать и считать, но не говорят о том, что сам ученик должен думать, трудиться на уроке, прилагать усилия, чтобы научиться, и забывают, как сами обязаны помогать учиться своему ребёнку, а не только контролировать получение «образовательных услуг» в дневнике. И еще, не надо путать услуги получения информации и образование, чтобы не получилось как в анекдоте: первоклассник пришёл домой и говорит родителям «что же вы не сказали, что 1 сентября растянется на 11 лет».

Образование. Конечно, я привожу эти определения не для педагогов, а для широкого круга читателей: «Понятие «образование» включает в себя как бы два аспекта: с одной стороны, это процесс передачи социального опыта обществом подрастающим поколениям, то есть процесс обучения, и, с другой, это уровень овладения человеком социального опыта, который, в данном случае, включает в себя процесс передачи накопленных знаний о природе, обществе и человеке, способов применения этих знаний в практической деятельности, способов добывания новых знаний».

Из этого определения понятно, что образование — непрерывный процесс «от отца к сыну». Народная мудрость, накопленная веками, передаётся из поколения в поколение.

И это определение не противоречит и новой редакции закона об образовании: «Образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности».


Бесплатная юридическая консультация:

Так же в новой редакции Закона об образовании РФ даётся определение «образовательных услуг», как репетиторство. Но и тут я не соглашусь, услугой это будет ровно до тех пор, пока репетитор не получит оплату, а сам процесс учения это труд совместный и преподавателя и ученика.

«Интеллект и характер — вот цели настоящего образования» /Мартин Кинг/. Разве это под силу «услуге»? Разве содержание услуги отвечает этим целям? Труд — вот главная составляющая образования для того, кто хочет учиться, но получая только образовательные услуги (если таковые имеются), ученик становится пассивным. «Образование — клад, труд — ключ к нему» /Пьер Буаст/.

Образование — ценность, которая сохраняет вечные ценности цивилизации. «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его»./ Виктор Гюго/.

Источник: http://pedsovet.su/publ/

Является ли образование услугой

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ


Бесплатная юридическая консультация:

2.1. Понятие и основные виды образовательных услуг

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ. Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.


Бесплатная юридическая консультация:

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;


Бесплатная юридическая консультация:

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».


Бесплатная юридическая консультация:

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций. Иные аспекты, касающиеся предоставления образовательных услуг, будут рассмотрены нами в соответствующих разделах настоящего пособия.

2.2. Бесплатное образование: очевидное или невероятное?

На протяжении многих десятилетий советское (российское) образование представляло собой целостную систему с централизованным финансированием. Однако переход страны к рыночной экономике и демократизация российского общества внесли существенные коррективы в отечественную систему образования, подвергнув ее разделению на государственные и негосударственные образовательные структуры, изменив при этом и централизованный порядок финансового обеспечения образования. Отныне финансирование образовательной деятельности государственных образовательных структур имеет разноуровневый характер: федеральный, региональный (уровень субъекта РФ) и муниципальный. Негосударственные образовательные организации вправе самостоятельно определять схему финансового обеспечения своей деятельности. Разумеется, данные преобразования не могли не отразиться и на самих потребителях образовательных услуг. Общедоступное бесплатное образование, являющееся ранее не только гарантированным, но и реально осуществимым, на сегодняшний день, как с сожалением констатирует множество граждан, «осталось провозглашенным только на бумаге». Как это ни печально, но доля правды в таком утверждении имеется, однако прежде чем делать какие-либо выводы о существовании бесплатного образования, необходимо тщательно разобраться в этом вопросе.

Гарантом возможности получения образования в нашей стране выступает Конституция РФ. В ст. 43 закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность. Под общедоступностью понимается доступность образования для всех в целом и для каждого в частности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Бесплатность образования заключается в возможности его получения без какой-либо оплаты предоставляемых образовательных услуг. Основным критерием бесплатности (платности) образования на сегодняшний день является уровень финансирования образовательных организаций.


Бесплатная юридическая консультация:

Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Что касается получения высшего образования, то его бесплатность гарантируется исключительно на конкурсной основе и в случае обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ).

В свою очередь Закон РФ «Об образовании», так сказать, расширяет конституционно закрепленные положения. В п. 3 ст. 5 названного Закона уточняется, что общедоступным и бесплатным является: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование. Кроме того, указано, что бесплатноесреднее, высшееи послевузовскоепрофессиональноеобразование можно получить на конкурсной основе в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Как видим, налицо несогласованность законодательных норм и конституционных положений.

В Конституции РФ записано, что среднее профессиональное образование является общедоступным и бесплатным. В Законе РФ «Об образовании» бесплатность данного образования гарантируется только на конкурсной основе, а ссылка на общедоступность и вовсе отсутствует.

В тексте ст. 43 Конституции РФ даже не упоминается о получении образования впервые,в то время как в Закон РФ «Об образовании» данное условие включено еще с момента первой редакции, принятой 10 июля 1992 года. При этом следует заметить, что Закон РФ «Об образовании» вступил в действие ранее, чем была принята Конституция РФ (12 декабря 1993 г.), и его положения вполне могли быть учтены при регламентации норм ст. 43 Конституции РФ. Необходимо отметить, что на практике уже возникал вопрос о соответствии нормы п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» положениям ст. 43 Конституции РФ в части бесплатного получения второго высшего образования.

22 мая 1996 г. Конституционным Судом РФ было вынесено Определение № 60-О по жалобе гражданина А.Ю. Цицулина. Как следует из материалов дела, данный гражданин неоднократно обращался в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Мотивацией к обращению послужил отказ в зачислении гражданина А.Ю. Цицулина, имеющего высшее образование, на бесплатной основе в Московскую государственную юридическую академию (МГЮА). Обоснованность решения приемной комиссии МГЮА была подтверждена Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы А.Ю. Цицулина как не соответствующей положениям Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В определении же Суда по названному делу, в частности, было указано на следующее. Пункт 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов, если образование Данного уровня гражданин получает впервые». Одновременное Участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т.е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно (ст. 55 ч. 3 Конституции РФ). Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного высшего образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.

Данное определение Конституционного Суда РФ, несомненно, является аргументированным и справедливым. В соответствии с Конституцией РФ все граждане должны иметь равную возможность реализации своего права на образование, в противном случае, гарантированность общедоступности и бесплатности образования действительно может остаться провозглашенной только на бумаге. Тем не менее законодателю нужно обратить более пристальное внимание на согласованность законодательных формулировок и норм конституционным положениям, чтобы на практике не возникало подобного рода вопросов.

Учитывая вышеизложенное, и, принимая во внимание установленную выше тождественность понятий «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги», можно выделить еще один признак бесплатных образовательных услуг – уровень (ступень) и количество (не объем!) получаемого образования. Бесплатныеобразовательные услуги при получении среднего, высшего и послевузовского профессионального образования оказываются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета, и в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Однако из данного положения имеются некоторые исключения, о которых также необходимо знать. В пункте 7 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» установлено, что граждане Российской Федерации вправе неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, а также в иных, предусмотренных законодательством РФ случаях. Кроме того, получение впервые среднего профессионального образования повышенного уровня лицом, имеющим среднее профессиональное образование базового уровня, не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования. При этом за указанным лицом сохраняются все права, связанные с получением среднего профессионального образования впервые.

Продолжая разговор о бесплатном образовании важно обратить внимание на следующий факт. С 1 января 2005 года из текста ст. 18 Закона РФ «Об образовании» был исключен п. 2, в соответствии с которым государство гарантировало финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста. Кроме того, государство обеспечивало доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Государственные гарантии общедоступности дошкольного образованиясохранились и поныне, но представляется, что понятия гарантировать и обеспечивать не являются тождественными. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в настоящее время весьма условна, поскольку плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях зачастую превышает необходимые для этого расходы. Разумеется, некоторые категории граждан имеют льготы по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях либо вообще освобождены от нее. Но такие случаи единичны. За последние годы появилось большое количество частных детских садов, в которых за плату реализуются дополнительные образовательные программы для детей дошкольного возраста. Отдавая своего ребенка в детский сад, уточните, за что именно они будут вносить оплату – за содержание или за реализацию дополнительных образовательных услуг, или за то и другое вместе. Государственное или муниципальное, дошкольное учреждение имеет право взимать плату только за содержание детей. Оказание основных образовательных услуг бюджетными образовательными учреждениями в рамках установленных госстандартов и пределах бюджетного финансирования является бесплатным. Предоставление платных дополнительных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей (законных представителей) ребенка и регулируется в отдельном порядке. В этом случае необходимо заключить с детским дошкольным учреждением договор, в котором должны быть отражены все нюансы пребывания ребенка в данном заведении (содержание, воспитание, обучение, охрана здоровья, размер и порядок оплаты и пр.). Дошкольное учреждение не вправе отказать родителям (законным представителям) в заключении договора

Общее образование(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), реализуемое в рамках государственных образовательных стандартов государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в настоящее время является гарантированно общедоступными бесплатным. Но и здесь есть свои «подводные камни». Так, в частности, распространены случаи нарушения правил приема в общеобразовательные учреждения. Гражданам, зачастую, отказывают в приеме в то или иное учебное заведение по мотивам отсутствия у них постоянной регистрации по месту жительства. В связи с подобными фактами нужно иметь ввиду,что администрация учебного заведения может отказать гражданам, не имеющим постоянной регистрации на территории района, для которого данное учебное заведение является ближайшим (либо района, закрепленного за учебным заведением), только по причине отсутствия свободных мест в данном учебном заведении. В этом случае муниципальный орган управления образованием должен предоставить родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне). Таким образом, если в учебном заведении есть свободные места, а семья проживает на территории данного района, отказ в его зачислении будет неправомерен.

В настоящее время многие общеобразовательные школы участвуют в эксперименте по переходу на профильное обучение, в частности, это касается обучения по программам среднего (полного) общего образования. Для того чтобы не быть застигнутыми врасплох по окончании 9-го класса, следует знать, что при комплектовании 10-х классов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению, преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются:

• выпускники 9-х классов, наиболее успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию за курс основного общего образования;

• победители районных, региональных и федеральных окружных олимпиад по соответствующим предметам;

• обладатели похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (профильных предметов);

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

• выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца.

В случае если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе (или общеобразовательном учреждении в целом) прием выпускников 9-х классов осуществляется на основании рейтинга образовательных достижений, включая портфолио. Портфолио выпускника– это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. Выпускники 9-х классов, по тем или иным причинам не зачисленные в профильные классы, могут получить среднее (полное) общее образование в универсальных (непрофильных) классах (школах), реализующих основные образовательные программы, финансируемые за счет бюджетных средств, в рамках государственных образовательных стандартов.

Таким образом, отказ приема в универсальный (непрофильный) 10-й класс на том основании, что учащийся не прошел по конкурсу в профильный класс и ему лучше продолжить образование в ПТУ, будет абсолютно не законен. Десятые (непрофильные) классы с традиционной системой обучения существуют, их никто не отменял. Кроме того, профильное обучение (в том числе и элективные курсы), осуществляемое в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях за счет бюджетного финансирования, является бесплатным. Взимание дополнительной оплаты с обучающихся за прохождение ими элективных курсов, входящих в основную учебную программу образовательного учреждения, неправомерно. При комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению, безусловным остается выполнение требования законодательства о бесплатности и общедоступности среднего (полного) общего образования. Ответственность за реализацию этого права граждан несут органы местного самоуправления, которые обычно и являются учредителями образовательных учреждений. Они должны обеспечивать общедоступность среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, учрежденных ими на данной территории.

Начальная школасегодня представлена многообразием образовательных программ (о том, какие программы являются государственными, уже упоминалось в п. 1). В связи с этим, при поступлении в 1-й класс ребенку могут предложить пройти небольшое тестирование (собеседование). Не стоит волноваться – если данное тестирование предлагается в рекомендательном порядке, то оно не будет являться нарушением права на получение общедоступного бесплатного образования. Тестирование осуществляется опытными педагогами (иногда с привлечением психолога, логопеда) с целью определения мотивации ребенка к обучению, достигнутого уровня развития, интересов, наклонностей. Несомненно, неуместно отдавать в класс, где ведется преподавание по системе, уделяющей большее внимание гуманитарному циклу учебных предметов, ребенка, имеющего явные наклонности к естественным наукам. Конечно, никто не будет принуждать ребенка в обязательном порядке пройти тестирование, поскольку проведение собеседования, тестирования или конкурса при приеме детей в первые классы государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в рамках государственных образовательных стандартов, не имеет обязательного характера. Если администрация будет настаивать на проведении тестирования и в случае Вашего несогласия откажет в приеме в образовательное учреждение, можете смело подать жалобу в соответствующий территориальный орган управления образованием, которому подведомственно выбранное Вами учреждение. Однако в интересах ребенка все-таки стоит пройти предложенное тестирование и прислушаться к рекомендациям психолога и педагога.

Чтобы получить бесплатное начальное профессиональное образование также необходимо учитывать ряд нюансов. На бесплатной основе в государственные учреждения начального профессионального образования по личным заявлениям принимаются граждане, которые имеют основное общее или среднее (полное) общее образование. Однако в случае приема на обучение по профессиям, требующим от поступающих более глубоких знаний по тем или иным предметам, могут проводиться вступительные экзамены. Прием на обучение проводится также с учетом перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению по конкретным профессиям (специальностям). Медицинский отбор осуществляется на основании справок медицинских учреждений установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности.

В заключение целесообразно напомнить следующее. Гарантированно бесплатные образовательные услуги предоставляются:

• государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

• по основным образовательным программам, финансируемым за счет бюджетных средств;

• в рамках установленных государственных образовательных стандартов.

Общедоступность и бесплатность гарантируетсяпри получении:

• общего образования (начального, основного и среднего (полного));

• начального профессионального образования.

Бесплатность на конкурсной основеи при условии, что образовательный уровень достигается впервые, гарантирована при получении:

• среднего профессионального образования;

• высшего профессионального образования;

• послевузовского профессионального образования.

Важно осознать, что бесплатные образовательные услуги существуют, но вот абсолютно бесплатного обеспечения образовательного процесса (когда совсем ни за что не надо платить) никто не сможет гарантировать. За исключением обучения лишь тех категорий граждан, которые в силу своего социального положения находятся на полном государственном обеспечении (содержании и обучении), в частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). Так или иначе, но потребителям образовательных услуг все равно придется тратить свои денежные средства на учебные пособия и вспомогательный материал (альбомы, тетради, ручки и проч.); взносы на ремонт; новогодние подарки для детей; подарки для воспитателей, учителей и преподавателей (это не норма, но традиция!) и т.д. Данные расходы существовали практически всегда (в том числе и в советский период), и они не являются свидетельством платности образовательных услуг.

2.3. Платное обучение – вынужденная реальность

Пожалуй, проблема платного образования – одна из самых актуальных проблем, существующих в отечественной системе образования. По данным статистики на сегодняшний день более чем для 12% потребителей решающим фактором при выборе образовательного учреждения является стоимость обучения. Прежде всего, это связано с постепенным сокращением бесплатных мест в бюджетных образовательных учреждениях, с увеличившимися в них требованиями конкурсных отборов, а также дифференциацией учебных заведений по стоимости образовательных услуг. Все чаще потребители обращают свое внимание на негосударственные образовательные организации, реализующие обучение за плату, а также на платные отделения, существующие в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; интересуются программами кредитования в сфере образования. Сожалеть о том, что кануло в прошлое абсолютное бесплатное образование, уже не имеет смысла, необходимо приспосабливаться к объективно существующим жизненным реалиям. Следует заметить, что проблем, возникающих при потреблении платных образовательных услуг, существует намного больше, нежели чем при получении бесплатного образования. И причиной этому является, в первую очередь, неосведомленность потребителей по вопросам предоставления платных образовательных услуг. В данной главе будут рассмотрены основные виды платных образовательных услуг, остальные же вопросы будут освещены в последующих главах данного пособия.

Прежде всего, разберемся с вопросом о том, какие же именно платные дополнительные образовательные услуги и на каких условиях могут оказывать государственные и муниципальные образовательные учреждения.

В Законе РФ «Об образовании» закреплено право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги при условии, когда эти услуги:

• не включены в перечень соответствующих обязательных образовательных программ (учебных планов);

• не предусмотрены государственными образовательными стандартами;

• предоставляются за счет внебюджетных средств;

• закреплены в уставе (положении).

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Перечень платных услуг и порядок их предоставления должны быть обязательно указаны в уставе (положении) образовательного учреждения. Предоставление платных услуг может осуществляться только в договорном порядке, т.е. посредством заключения с потребителями соответствующих договоров. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны исключительно по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений – по желанию их родителей (законных представителей). Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон договора и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами. На основании заключенных договоров должен издаваться приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты. Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то она в установленном порядке подлежит лицензированию.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения (в соответствии с реализуемым уровнем образования) могут на платной основе оказывать следующие виды образовательных услуг: собственно образовательных, развивающих и оздоровительных.

Образовательные и развивающие услуги:

• обучение по дополнительным образовательным программам;

• преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

• занятия по углубленному изучению предметов;

• подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования;

• организация деятельности различных кружков (например, по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео– и радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.);

• создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению обучающихся к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее;

• создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

• создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

Оздоровительные услуги: создание различных секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и других, выходящих за рамки обязательной программы).

Важно знать, что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность в пределах бюджетного финансирования, не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами:

• обучение по основным образовательным программам в классах (группах) с меньшим количеством учеников, чем это установлено;

• обучение по основным общеобразовательным, а также общеобразовательным программам повышенного уровня и направленности в школах (классах) с углубленным изучением отдельных предметов (гимназиях, лицеях, дошкольных образовательных учреждениях);

• факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору обучающихся за счет часов, отведенных на усвоение основных общеобразовательных программ;

• сдача экзаменов в порядке экстерната;

• дополнительные занятия с неуспевающими;

• психологическое сопровождение образовательного процесса;

• проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными дошкольными учреждениями в рамках основных образовательных программ, а также учреждениями дополнительного образования детей, в пределах образовательных программ, финансируемых из бюджета, не могут считаться платными.

В государственных и муниципальных учреждениях высшего и среднего профессионального образования все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования, и взимание платы с обучающихся за их проведение не допускается. Такими мероприятиям, в частности, считаются:

• ликвидация академической задолженности;

• пересдача контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ;

• прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик.

Образовательная деятельность государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего профессионального образования должна осуществляться также с учетом следующих положений. Вступительные испытания, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, аттестация экстернов, получающих образование впервые, психологическая аттестация не являются платными дополнительными образовательными услугами, и взимание платы за эти виды услуг не допускается.

От платы за дополнительные образовательные услуги необходимо отличать предоставление образовательным учреждениям обучающимися (их родителями, законными представителями) денежных средств на иные цели. Статьей 41 Закона РФ «Об образовании» образовательным учреждениям, независимо от их организационно-правовой формы, предоставлено право привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц. В письме Минобразования России от 15 декабря 1998 г. № 57 предусмотрено, что образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства:

• на функционирование и развитие учреждения;

• осуществление образовательного процесса (в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ);

• организацию досуга и отдыха детей;

• различные виды доплат работникам учреждения и другие нужды.

Внесение подобного рода денежных средств (пожертвований) физическими лицами (в частности, обучающимися (их родителями, законными представителями)), осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.

Однако как бы и ни хотелось верить в законность и торжество права, с сожалением приходится констатировать факт того, что указанные выше нормы в большинстве случаев образовательными учреждениями попросту не соблюдаются. Зачастую, руководители учебных заведений принимают неправомерные решения об обязательном оказании обучающимися (их родителями, законными представителями) так называемой «спонсорской помощи». В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств. Так, в частности, во многих дошкольных и общеобразовательных учреждениях устанавливаются фиксированные суммы, подлежащие обязательной ежегодной выплате на проведение ремонтных работ. При этом за несвоевременную выплату или невыплату данных денежных средств применяются меры психологического воздействия на обучающихся (их родителей, законных представителей), а иногда – и штрафные санкции.

Чтобы избежать подобного рода нарушений, все вопросы выплаты денежных средств на иные цели, не связанные с оказанием образовательных услуг, целесообразно отражать в совместных протоколах и (или) решениях родительских собраний (конференций), совета образовательной организации, из которых будет явственно следовать свободное волеизъявление большинства лиц, являющихся непосредственными плательщиками добровольных пожертвований. Кроме того, все поступающие в образовательное учреждение от обучающихся (их родителей, законных представителей) добровольные пожертвования и целевые взносы подлежат документальному оформлению и учету, как в доходной, так и расходной части.

Что касается предоставления платных образовательных услуг негосударственными образовательными организациями, то необходимо отметить следующее. Негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся и воспитанников за все оказываемые образовательные услуги, в том числе и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность таких организаций не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данных образовательных организациях. Деятельность по оказанию образовательных услуг так же должна быть лицензирована, перечень предоставляемых услуг тоже должен быть отражен в уставе, а отношения между организацией и гражданами, потребляющими услуги, должны регулироваться соответствующим договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Рынок платных образовательных услуг, предоставляемых НОУ и АНО, в настоящее время продолжает активно развиваться. Часть негосударственных образовательных организаций, реализующих программы высшего профессионального образования, даже имеют международные сертификаты, которые разрешают выдачу дипломов, признаваемых за рубежом. Материально-техническая и учебно-методическая база в НОУ и АНО, зачастую, лучше, чем в бюджетных образовательных учреждениях; реализуемые образовательные программы многообразны; хорошо организован досуг воспитанников, школьников, студентов; установлены гибкие системы оплаты, стимулирующие успешное обучение. Все это, несомненно, способствует выделению частных образовательных организаций на фоне менее обеспеченных бюджетных образовательных учреждений и привлекает немалый поток потребителей образовательных услуг. Однако не стоит забывать о том, что главным фактором в получении образования все-таки является его качество. Затраты на обучение должны определяться по принципу равного соотношения цены и качества образовательных услуг, в противном случае расходы могут быть напрасными, а надежды неоправданными. Можно порекомендовать потребителю, если он ориентирован на частное образовательное учреждение, выбирать учреждение, прошедшее аттестацию и имеющее свидетельство о государственной аккредитации. Ценность на рынке труда диплома об образовании государственного образца неоспорима.

Отношения между гражданами и образовательными организациями (вне зависимости от организационно-правовой формы), связанные с предоставлением платных образовательных услуг регулируются не только законодательством об образовании, но и нормами законодательства о защите прав потребителей (в том числе, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Помимо рассмотренного выше перечня платных образовательных услуг, следует сказать и несколько слов о репетиторстве. Этот вид образовательной деятельности относится в ОКУН к группе «Прочие услуги в системе образования». Под платными репетиторскими услугами понимаются учебные занятия преподавателей с отдельными лицами или группой лиц с целью закрепления знаний по школьной программе или углубленного изучения учебных дисциплин для сдачи выпускных экзаменов, поступления в различные высшие и другие учебные заведения или иных целей. Услуги по репетиторству оказывают как образовательные организации, так и физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. В соответствии с требования действующего законодательства РФ физические лица, оказывающие платные образовательные услуги, должны быть в установленном порядке зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Как и юридическим лицам, после регистрации им выдается соответствующее свидетельство. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки, лицензированию не подлежит.

На практике иногда возникает ряд вопросов, касающихся репетиторства. Наиболее распространенные: необходимо ли при оказании репетиторских услуг заключать договор; в каком порядке производить оплату за репетиторские услуги, оказанные физическим лицом?. Если репетиторские услуги (это могут быть обычные подготовительные курсы для поступления в вуз) оказываются образовательной организацией, являющейся юридическим лицом, следует заключить договор; отказать потребителю в этом противозаконно. Прежде чем воспользоваться услугами репетитора – физического лица, следует уточнить, имеется ли у него свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Как правило, такое свидетельство приобретается крайне редко. Причины обусловлены в основном проблемами, связанными с налогообложением. Но суть не в этом. В соответствии со ст. 779 ГК РФ заключить договор об оказании репетиторских услуг можно с любым физическим лицом, которое предоставляет такие услуги. Однако если физическое лицо, выступающее в качестве репетитора-исполнителя по договору, не будет являться индивидуальным предпринимателем, то и сам договор не будет действительным. Поскольку в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ сделка (договор является сделкой и к нему применимы все правила о сделках), не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, а, следовательно, недействительна. В данной ситуации несоответствие требованиям закона заключается в отсутствии у лица, предоставляющего репетиторские услуги без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, правомочий на оказание таких услуг. Такой репетитор может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». За совершение подобного правонарушения предусматривается штраф в размере от 5 до 20 МРОТ. Для того чтобы получить гарантированный объем необходимых знаний и не потерять при этом свои денежные средства, нужно заключить договор с надлежащим лицом. Выбор в любом случае остается за потребителем.

Важное значение имеет оформление оплаты услуг. Прежде всего, размер и порядок оплаты должны быть указаныв договоре. Из разъяснений УФНС России по г. Москве, в частности, следует, что индивидуальные предприниматели, оказывающие населению платные услуги по образованию, должны осуществлять денежные расчеты с применением контрольно-кассовой техники либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов). Что делать в случае, если у репетитора нет кассового аппарата и банковского счета? Вы можете заплатить наличными, потребовав от репетитора расписку в получении денежных средств. В расписке обязательно должны быть указаны данные о лице, которое предоставило Вам образовательные услуги (паспортные данные, регистрационный номер свидетельства и наименование зарегистрировавшего его органа), данные об оказанных услугах (вид, объем), стоимость услуг, дата оплаты и дата выдачи расписки, и, разумеется, данные потребителя. Желательно, чтобы расписка была написана от руки (для идентификации почерка).

Источник: http://www.razlib.ru/yurisprudencija/zashita_interesov_shkolnikov_i_studentov_pri_poluchenii_obrazovanija/p2.php